«Транснефть» учла горький опыт своего нового нефтепровода Заполярье—Пурпе, который грозит оказаться убыточным из-за низких объемов поставок нефти, и теперь решила требовать от нефтекомпаний юридических гарантий прокачки. Первой жертвой новой политики может стать нефтепродуктопровод «Юг-3», которым надеялась воспользоваться «Роснефть» для поставки на экспорт дизельного топлива с Самарского НПЗ. Этот вопрос может стать новым эпизодом более широкого прямого конфликта «Транснефти» и «Роснефти», которые уже спорят о тарифах и учете технологических потерь, пишет “Коммерсантъ”.
«Транснефть» при строительстве новых нефтепроводов будет требовать от компаний юридически подтвержденных объемов сдачи нефти. Об этом журналистам на традиционной встрече с руководством компании сообщил первый вице-президент «Транснефти» Максим Гришанин. По его словам, трубопроводная монополия отложит нефтепродуктопровод «Юг-3» от Самары до Новороссийска «на то время, пока нам не будут даны твердые финансовые гарантии заполнения этой трубы». «Это должны быть юридически обязывающие истории»,— заявил он. Господин Гришанин уточнил, что если объемы прокачки для нефтепродуктопроводов «Юга-1» и «Юга-2» составляют 6 млн тонн (речь идет об участке Волгоград—Новороссийск), то «все остальное мы не видим». Третья очередь проекта «Юг» подразумевает поставки дизельного топлива прежде всего с Самарского НПЗ «Роснефти».
Такая позиция связана с ситуацией вокруг двух запущенных в конце прошлого года нефтепроводов — Заполярье—Пурпе, куда идет нефть с Пякяхинского месторождения ЛУКОЙЛа и Мессояхского месторождения СП «Роснефти» и «Газпром нефти», и Куюмба—Тайшет (Куюмбинское, СП «Газпром нефти» и «Роснефти», и Юрубчено-Тохомское месторождения, «Роснефть»). Реальная транспортировка по этим трубам оказалась гораздо ниже заявленной при их строительстве. Например, в первом случае прогнозные объемы прокачки упали с 418 млн тонн до 174,5 млн тонн до 2025 года. В связи с этим «Транснефть» требовала повышения тарифа по Заполярье—Пурпе до 1034 руб. за тонну, но ФАС утвердила «компромиссную» ставку в 399,1 руб. за тонну. Такой уровень, уверяют в компании, не позволит окупить трубу в течение 30 лет срока ее службы, так что «Транснефть» будет просить о пересмотре ставки, а также рассчитывает на увеличение поставок со стороны нефтекомпаний в перспективе. Тариф по Куюмба—Тайшет до сих пор не утвержден.
Как сообщил Максим Гришанин, объем сдачи нефти по Заполярье—Пурпе на 2017 год планируется на уровне 4,5 млн тонн. Заявки нефтяных компаний по Куюмба—Тайшет сейчас составляют 950 тыс. тонн, сообщил вице-президент Сергей Андронов, но пока «Транснефть» видит значительно меньшие объемы — около 20 тыс. тонн в месяц. «Мы из этого сделаем вывод, как нам развивать инфраструктуру в ситуации, когда мы распоряжение правительства воспринимаем как руководство к действию, а нефтяники — как вектор развития»,— подытожил Максим Гришанин.
Компания давно настаивает на том, чтобы нефтяники несли ответственность за невыполнение своих планов. Но споры с поставщиками у «Транснефти» возникают не только по новым нефтепроводам. Сейчас в самом разгаре конфликт с «Роснефтью», которая отказалась заключать контракт на прокачку на 2017 год из-за методики учета технологических потерь в системе. Компания подала в суд, который в качестве обеспечения запретил «Транснефти» останавливать транспортировку нефти компании. Монополия посчитала такое решение неправомерным и попросила разобраться в ситуации председателя Верховного суда РФ Вячеслава Лебедева. Как заявил глава «Транснефти» Николай Токарев, «на суд оказано давление». «Складывается такое впечатление, что жалобы и кляузы, которые везде направляет “Роснефть”,— это единственный способ решить существующие проблемы»,— отметил он. Господин Токарев напомнил, что представители «Роснефти» входят в созданную в 2010 году при Минэнерго рабочую группу по снижению технологических потерь в трубе. С того момента потери снизились с 0,45% до 0,14%.
Кроме того, по словам главы «Транснефти», «Роснефть» выразила недовольство уровнем тарифов, которые ей были выставлены за прокачку 10 млн тонн нефти в Китай через Казахстан (см. “Ъ” от 10 января). При этом нефтекомпании удалось сохранить свою увеличенную квоту на перевалку в порту Козьмино, который является для российских нефтяников премиальным направлением поставок. Николай Токарев напомнил, что тариф на прокачку нефти в восточном направлении (на АТР) ниже, чем по западному, на Европу. Глава «Транснефти» выразил мнение, что «Роснефть» и так «в шоколаде», так как на нее приходится 70% всех поставок российской нефти на восток, а разница в цене нефти между портами Балтики и Козьмино достигает $40–50 на тонну в пользу последнего. В «Роснефти» отказались от комментариев.
Управляющий активами Small Letters Виталий Крюков считает, что в последнее время административное влияние «Транснефти» снизилось из-за того, что она, в отличие от «Роснефти», меньше лоббирует свои интересы и не обращается напрямую к главе правительства или президенту РФ. По мнению господина Крюкова, «Транснефти» нужно было более настойчиво отстаивать свою позицию еще на этапе строительства новых нефтепроводов и просить гарантий от государства и компаний по заполнению трубы. «Компания стала менее активной в связях с государством, и этим стали пользоваться»,— отмечает он.
|