НОВАТЭК может начать свой первый международный проект по добыче газа на шельфе: компания планирует вместе с итальянской Eni участвовать в тендере на исследование и разработку офшорных участков в Черногории. К этим участкам проявила интерес и “Газпром нефть”. Запасы недр здесь вряд ли велики, но Черногория находится рядом с основными растущими рынками сбыта газа, пишет “Коммерсантъ”.
НОВАТЭК рассматривает возможность сотрудничества с итальянской Eni при разработке средиземноморского шельфа Черногории, Ливана и Кипра, сообщил вчера глава компании Леонид Михельсон. Он напомнил, что соответствующий меморандум с Eni был подписан еще в конце ноября. При этом господин Михельсон отметил, что стороны “довольно хорошо продвинулись в вопросе по совместному участию в проектах на черногорском шельфе”. По проектам в Ливане, по его словам, пока есть только предварительное соглашение. А после того, как будут решены все эти вопросы, НОВАТЭК и Eni рассмотрят сотрудничество и на Кипре.
До подписания соглашения в конце ноября Eni и НОВАТЭК были конкурентами при распределении шельфовых участков в Восточном Средиземноморье (хотя итальянцы оставались партнером НОВАТЭКа в газодобывающей “Северэнергии”). В 2012 году консорциум Eni (80% акций) и корейской Kogas выиграл лицензии на разведку на трех шельфовых блоках Кипра, в том числе на девятый блок, на который также претендовал и консорциум НОВАТЭКа, французской Total и Газпромбанка. Компании также конкурировали и за ливанский шельф: весной Бейрут выставил десять блоков для разведки, среди откликнувшихся на предложение были и Eni, и НОВАТЭК в консорциуме с Газпромбанком.
Но в отношении черногорских проектов никакой конкретики до сегодняшнего дня не было. Первые разговоры о разработке местного шельфа начались еще во второй половине XX века, но по техническим причинам бурение было невозможным. Эта тема всплыла только в 2004 году, когда местная Jugopetrol заявила о своем интересе к офшорным проектам и даже собиралась начать разведку, но результатов не добилась. Ожидалось, что, если газ будет обнаружен в промышленных количествах, в Черногории построят одну-две ТЭС. Привлечь иностранных инвесторов на шельф в Подгорице решили только в 2011 году: по результатам “общения с компаниями” правительство объявило, что Total, Eni, норвежская Statoil, НОВАТЭК и дочерняя структура “Газпром нефти” сербская NIS проявили свою заинтересованность.
К объявлению лицензионного раунда руководство Черногории подошло только этим летом (дедлайн для заявок — 28 февраля 2014 года). Вчера “Газпром нефть” и источник, близкий к НОВАТЭКу, подтвердили, что компании ведут оценку шельфа в Черногории (официальных геологических данных в открытом доступе нет). В Eni на запрос не ответили.
Пока опыт общения крупного российского бизнеса с властями Черногории можно считать негативным: En+ Олега Дерипаски, купившая несколько лет назад долю в алюминиевой компании KAP, сейчас судится с местными госфондами. KAP объявлена банкротом, и En+ полагает, что банкротство началось в нарушение мирового соглашения, заключенного компанией и правительством в 2010 году, когда российская компания передала государству 29,3% акций KAP в обмен на госгарантии на €135 млн и льготную цену на электроэнергию.
Валерий Нестеров из Sberbank Investment Research предполагает, что шельф Черногории может оказаться перспективным для добычи газа, учитывая уже обнаруженные углеводороды на территории Восточного Средиземноморья. Но эксперт отмечает, что “находки”, вероятно, не будут крупными: Черногория находится вдали от основной зоны добычи. Но, добавляет он, расположение страны дает ряд бонусов, среди которых близость Черногории к рынкам сбыта Южной Европы.
|